Тула, ул. Кутузова, д. 162
схема проезда
пн-пт 10:00-20:00
Профессиональная
консультация
Написать

Маркировка шин

Еще одним из наиболее важных материалов, который надо учитывать при смене резины – это маркировка. Не зная обозначений, указанных на ней, можно поставить шины неправильно или неподходящие для автомобиля, что может привести к негативным последствиям. Для установки резины нужно знать, что на боковой стороне указывается:

  • Наименование фирмы – производителя (“Bridgestone”, “OMSKSHINA”);
  • Название модели шины (“Ultra Grip”, ”Я-559 «MEDVED»”);
  • Страна изготовитель ("Made in Russia", "Made in Japan").

Фирму, модель и страну изготовителя можно выбрать исходя из своих пожеланий, каких-либо рекомендаций, материальных возможностей и других факторов.

А вот остальные параметры подбираются исходя из рекомендаций в руководстве по эксплуатации автомобиля, хотя они не являются обязательными.

Маркировка указывается в соответствии с нормативными документами и правилами в независимости от типа шины или производителя:

  • Типоразмер шины (175/70R13, 195R15, 195R15С, 175-13, 6,45-13, 155/6, 15-13, 6,45-14,5LT, 225/60 R15),

    где 175, 195, 155, 225 – ширина профиля шины в мм, а 6,45 и 6,15 – в дюймах;

    13, 14, 14,5 и 15 – посадочный диаметр шины или наружный диаметр обода в дюймах;

    60, 70 – высота шины в процентах от ширины (профиль). Если черты и цифры за обозначением ширины профиля нет (195R15), то это значит, что это значение равно 80% и такая шина называется "полнопрофильной".

    Обратите внимание, что при увеличении ширины шины, при том же значении профиля, увеличивается и высота шины!;

    R – обозначает радиальную шину, для диагональных шин буква D не ставится (6,45-13).

    Легковых шин с диагональной конструкцией уже практически не выпускается;

  • Буква С (195R15С) – идентифицирует шину легкую грузовую, выпускаемую изготовителями стран СНГ, а LT (Light Truck) – то же, но изготовителями остального мира.

  • Индекс нагрузки шины (условное цифровое обозначение максимальной нагрузки, на которую рассчитана шина, например, 96, 82, а вообще это могут быть числа от 0 до 130).

    На некоторых шинах написано "MAX LOAD" (максимальная нагрузка) и далее стоят значения в килограммах и фунтах.

    Для микроавтобусов и легких грузовиков выпускаются специальные, многослойные усиленные шины с высокими индексами нагрузки. И обозначаются в зависимости от индекса нагрузки — надписью "REINFORCED" (6 слоёв, усиленная шина) или буквой "«С»" после диаметра шины, например: 205/70 R 15 C, (8 слоёв, грузовая шина);

  • Индекс скорости  – это условный параметр определяет максимально допустимую скорость движения автомобиля, разрешённую при использовании данных шин.

    Обозначается заглавными латинскими буквами в соответствии с максимальной скоростью, на которую рассчитана шина (это все буквы латинского алфавита за исключением букв I, О, X, которые можно спутать с цифрами). Как правило, “Индекс нагрузки шины” и “Индекс скорости” на шине маркируют рядом, например, 78 Т.

    Дополнительные обозначения, применяемые производителями шин.

    • M+S, M.S, M&S ( Mud + Snow — грязь плюс снег). Это означает, что данные шины специально сконструированы, как зимние;
    • All Season — всесезонная шина, предназначенная для круглогодичного использования;
    • Rotation — направленная шина, направление вращения которой указано дополнительной стрелкой на боковине шины;
    • Outside и Inside (или Side Facing Out и Side Facing Inwards) — ассиметричные шины, при установке которых нужно строго соблюдать правило установки шины на диск. Надпись "Outside" (наружная сторона) должна быть с наружной стороны автомобиля, а "Inside" (внутренняя сторона) — с внутренней;
    • Left или Right — означает, что шины этой модели бывают левые и правые. При их установке нужно строго соблюдать правило установки шины на автомобиль, левые только слева, а правые, соответственно, только справа;
    • Tubeless — бескамерная шина. Если этой надписи нет, то шина может использоваться только с камерой;
    • Tube Type — шина должна эксплуатироваться с камерой;
    • Regroovable – на шинах, у которых имеется возможность углубления рисунка протектора нарезкой;
    • Steel или Steel belted – на шинах с металлокордом в брекере;
    • MAX PRESSURE и MAX.LOAD — максимальная нагрузка (в фунтах и кгс), и максимальное давление в шине (в фунтах на квадратный дюйм), например, “MAX.LOAD 515 kg (1135 lbs) 300 kpa (44 psi) MAX.PRESS;
    • RAIN, WATER, AQUA (или пиктограмма «зонтик») — означает, что эти шины специально спроектированы для дождливой погоды и имеют высокую степень защиты от эффекта аквапланирования;
    • "TWI" или «бибендум» на шинах фирмы «Michelin». Должно быть не менее 6 таких обозначений с каждой стороны покрышки в верхней части плечевой зоны протектора. Аббревиатура "Tread Wear Indication" – буквально «индикатор износа протектора», указывают места расположения индикаторов износа на дне канавок протектора. Индикаторы выполнены в виде выступов величиной, соответствующей остаточной глубине рисунка протектора для разных типов шин, при достижении которой эксплуатация их должна быть прекращена;
    • ГОСТ или ТУ (обозначение нормативного документа) предприятия-изготовителя. Легковые шины должны соответствовать межгосударственному стандарту ГОСТ 4754-97 (на шинах год утверждения стандарта не маркируется). Пример обозначения технических условий: ТУ2521-036-00148984-98. Здесь 2521 – код шины по Общероссийскому классификатору промышленной продукции, 036 – порядковый номер разработки, 00148984 – код предприятия-разработчика (по Общероссийскому классификатору предприятий), 98 – последние две цифры года утверждения. На шинах зарубежного производства обозначение нормативных документов не маркируют;
    • Заводской (порядковый) номер покрышки (может не указываться);
    • Национальный знак соответствия при обязательной сертификации, например, Российский НХ15, где НХ15 – код органа по сертификации. Допускается не наносить этот знак непосредственно на шины, а только на сопроводительную документацию;
    • Знак официального утверждения типа шины в соответствии с Правилами N 30 ЕЭК ООН (Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения шин для легковых автомобилей и их прицепов), где цифра в круге – код страны, предоставившей официальное утверждение, а цифры вне круга – номер официального утверждения, например, 020333;
    • Балансировочная метка – круг желтого цвета диаметром 5-10 мм, обозначающий легкое место при определении статического дисбаланса покрышки. При вкладывании в покрышку камеры вентиль камеры должен быть совмещен с легким местом покрышки;
    • Применяемые материалы и количество слоев из них в брекере и каркасе, например, TREAD: 4 PLIES (2 PLIES RAYON+2 PLIES STEEL) SIDEWALL: 2 PLIES RAYON;
    • Обозначение “DOT” (U.S. Department of Transportation), состоящее из буквенного или буквенно-цифрового кода, присвоенного департаментом транспорта США конкретному производителю шин, закодированный адрес производителя и его главного офиса, кода размера шины и подтверждение того, что данная шина испытана, сертифицирована на соответствие требованиям федерального стандарта безопасности PMVSS № 109, например, DOT МКR4 AJOR;
    • Кроме того, могут быть указаны индексы: износостойкости, сцепления и температуры, например, TREADWEAR 260, TRACTION А, TEMPERATURE А.

      Treadwear 260 – коэффициент износоустойчивости, определяется по отношению к "базовой шине", для которой он равен 100.

      Traction А – коэффициент сцепления, характеризует способность шины тормозить на мокрой дороге. имеет значения А, В, С.

      Temperature A – температурный режим, показатель, характеризующий способность шины противостоять температурным воздействиям, имеет значения А, В, С.