Самое главное отличие этих двух видов двигателей внутреннего сгорания в принципе сгорания топлива. Дизельный двигатель является двигателем с принципом воспламенения от сжатия. Поскольку такие двигатели втягивают воздух, то он сжимается в двигателе до уровня, который существенно выше, чем в двигателях с воспламенением от искры, в которых используется топливовоздушная смесь. С точки зрения коэффициента полезного действия ( КПД ) дизельный двигатель является наиболее эффективным двигателем. В сумме это дает низкий расход топлива, пониженный уровень загрязнения экологии и снижение количества поломок.
Дизель обладает рядом замечательных характеристик и преимуществ, но из-за сложности устройства часто требуется диагностика дизельного двигателя. Вовремя сделанная диагностика дизельного двигателя значительно снижает риск серьезных поломок, что конечно же способствует снижению и затрат владельца автомобиля.
Как правило, ремонт дизельных двигателей необходим из-за неполадок в топливной системе. Поэтому стоит относиться достаточно серьезно к периодическим поездкам в автосервис для диагностики дизельных двигателей.
Современные дизельные двигатели с системой турбонаддува гораздо эффективнее своих предшественников, а иногда и превосходят своих бензиновых атмосферных (без турбонаддува) собратьев с таким же объёмом двигателя.
Правильно настроенный дизель лишь немного «громче» бензинового, что заметно лишь на холостых оборотах. В рабочих режимах разницы практически нет. Громко работающий двигатель свидетельствует о неправильной эксплуатации и возможных неисправностях, поэтому следует сделать диагностику дизельного двигателя.
Времена, когда дизельное топливо стоило в три раза дешевле бензина, давно прошли. Сейчас разница составляет лишь порядка 10-30 % по цене топлива.
При правильной эксплуатации, периодической диагностике дизельного двигателя и подготовке к зиме проблем с двигателем не возникнет. Например, дизельный двигатель VW-Audi 1,9 TDI (77 кВт/105 л.с.) оснащён системой быстрого запуска: нагрев свечей накаливания до 1000 градусов осуществляется за 2 с. Система позволяет заводить двигатель в любых климатических условиях без предпускового разогрева.
Первыми примерами работы дизельных двигателей на более дешевом топливе — газе порадовали ещё в 2005 году итальянские тюнинговые фирмы, которые использовали в качестве топлива метан.